| | |                              | права | международного | право | государствами |
  • Sitemap
  • Contact
  • Международное гуманитарное право - это совокупность
  • Объективные границы МГП определяются объектом регулирования
  • Женевское право, или собственно гуманитарное право,
  • Приложение 24
  • Приложение 25
  • Приложение 26
  • Приложение 27
  • Приложение 28
  • Приложение 29
  • Приложение 30
  • Приложение 31
  • Приложение 32
  • Приложение 33
  • Международное право, за исключением тех норм, которые
  • Приложение 34
  • Приложение 35
  • Приложение 36
  • Приложение 37
  • Примеры проблемных ситуаций для обсуждения на семинарах и отработки на

    практических занятиях

     

    ┌──────┬──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

    │N п/п │         Пример           │   Содержание проблемной ситуации    │

    ├──────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

    │  1.  │Не стреляйте в белый флаг │Белый флаг может  быть   прикреплен к│

    │      │                          │нескольким целям. Будет ошибкой, если│

    │      │                          │военнослужащий   во   время   учебных│

    │      │                          │стрельб начнет вести огонь по цели  с│

    │      │                          │белым флагом                         │

    ├──────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

    │  2.  │Не   стреляйте   в    лиц,│Во время учебных стрельб  цель-силуэт│

    │      │которые    не     являются│можно    четко         обозначить как│

    │      │комбатами                 │медицинский персонал                 │

    ├──────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

    │  3.  │Не     уничтожайте     без│Смоделируйте   ситуацию   с    домом,│

    │      │необходимости      частную│который, возможно, заминирован. После│

    │      │собственность             │этого    прикажите     военнослужащим│

    │      │                          │произвести  обыск  в  нем,   помня об│

    │      │                          │уважении к собственности граждан     │

    ├──────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

    │  4.  │Обращайтесь              с│Во время полевых учений определите из│

    │      │военнопленными строго,  но│состава военнослужащих взвода группу.│

    │      │не жестоко                │Имитирующую военнопленных,  а  другой│

    │      │                          │группе прикажите отконвоировать их  в│

    │      │                          │тыл                                  │

    └──────┴──────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘

     

    Неформальное обсуждение вопросов командиром и подчиненными является весьма полезным и эффективным способом обучения. Это лучший метод контроля знаний и определения будущих задач. Неформальное обсуждение вопросов может происходить в какое-либо время в какой-либо обстановке, иногда даже случайно. Командир может поставить вопросы о конкретных положениях международного гуманитарного права. Это могут быть общие вопросы по пройденному материалу для контроля их знаний. Например, командир может поставить вопрос в связи с просмотренным фильмом или прослушанной лекцией по международному гуманитарному праву. Такие вопросы очень хорошо показывают, что именно слушатели запомнили. Вопросы могут быть и более конкретными. Например, возможен вопрос о применении оружия по парашютисту, который приземляется; является ли диверсантом минер, собирающийся взорвать мост; с какой целью может использовать личное оружие медицинский персонал и т.д.

    Неформальное обсуждение не обязательно инициируется командиром. Начать его могут и подчиненные. Например, они могут спросить, как определить, вооружена ли женщина, которая задержана, и это приведет к обсуждению проблем МГП, связанных с задержанием и обыском.

    Контроль необходим, чтобы определить, насколько достигнута учебная цель, и скорректировать будущие учебные планы. Формальный метод контроля состоит в проведении письменных контрольных работ. Преподаватель может самостоятельно сформулировать вопросы, используя методические материалы. После контрольной работы начинается обсуждение правильных ответов. Практические занятия и семинары - устные методы контроля. Подготовка и отработка устных методов контроля не занимает много времени.

    К числу проблем, которые имеют место в процессе преподавания МГП, можно отнести следующие:

    преодоление элементов психологического недоверия обучаемых к МГП;

    подготовка и переподготовка преподавательского состава, совершенствование методики преподавания;

    недостаточная обеспеченность образовательного процесса учебно-методическими и справочными материалами, компьютерными обучающими и контролирующими программами.

    Представляется, что когда военнослужащему говорят: "Ты можешь убивать, но должен это делать по правилам", у него возникает психологический стресс. Существует очень тонкая грань между понятием воинской доблести, чести и понятием военного преступления. Элемент недоверия возникает чаще всего потому, что от геройства до преступления - один шаг, а цена этому шагу - победа. Поэтому необходимо последовательное проведение двух стержневых идей: когда нарушаются нормы МГП, боевая задача ставится под угрозу срыва; при нарушении норм МГП военнослужащий может предстать перед судом за собственное поведение и поведение своих подчиненных.

    Среди обучаемых встречаются различные потребности (действительные или возможные), различный уровень знаний (что определяет методику), различные интересы.

     

    ┌──────┬─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐

    │МГП   │            Вопросы              │           Ответы             │

    │      ├─────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

    │      │Сложный предмет?                 │Сделайте еще проще!           │

    │      ├─────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

    │      │Предмет теории?                  │Свяжите его с практикой!      │

    │      ├─────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

    │      │Предназначено для специалистов?  │Покажите  его   значение   для│

    │      │                                 │каждого!                      │

    └──────┴─────────────────────────────────┴──────────────────────────────┘

     

    Необходимо подчеркнуть, что нуждается в нормативном закреплении объем необходимых знаний военнослужащих в области МГП применительно к конкретным должностям и воинским званиям*(341). Так, солдат обязан знать Правила поведения в бою; командир отделения, взвода (сержант, прапорщик) - то же, включая все или некоторые статьи, изучаемые и младшими офицерами; командир роты и выше (младшие офицеры от младшего лейтенанта до капитана) - то же, а также Краткое руководство для командного состава, которое включает вопросы, касающиеся поведения в бою, отношения к парламентеру, правил, защищающих лиц, не принимающих участия в боевых действиях, отношения к раненым, погибшим, обращения с военнопленными, а также вопросы привлечения к ответственности нарушителей норм права; командир батальона, полка (старшие офицеры - от майора до полковника) - то же, а также правила обращения с парламентером, местные соглашения, вопросы, связанные с невраждебными контактами с противником, нейтральными зонами, снятием иммунитета с объектов; командир дивизии и выше (генерал-майор, генерал-лейтенант) - то же, а также вопросы правового регулирования создания и защиты безопасных зон, необороняемых местностей, госпитальных и демилитаризованных зон, вопросы снятия иммунитета, меры предосторожности; на уровне главнокомандующего необходимы знания норм МГП в полном объеме (см. Приложение 42).

    Показательным является следующий исторический факт. В 1847 г. в Швейцарии разразился внутренний конфликт, война против Зондербунда. Генерал Гийом-Андри Дюфур был назначен главнокомандующим федеральной армии. В своих Рекомендациях по обращению с населением и войсками, которые по его приказу были разосланы во все генеральные штабы, он распорядился, чтобы уважалось гражданское население и его имущество, чтобы раненым противника был обеспечен такой же уход, как своим собственным, и чтобы пленным не причинялось никакого вреда. В постскриптуме к этому документу генерал Дюфур (позже первый президент МККК) дописал от руки: "Пусть старшие офицеры сделают все возможное для того, чтобы внушить эти принципы своим подчиненным, а те, в свою очередь, младшим офицерам. Таким образом они дойдут до каждого и станут правилом для всей федеральной армии. Необходимо сделать все для того, чтобы продемонстрировать миру, что мы не орда варваров. Берн, 4 ноября 1847 г. Главнокомандующий"*(342).

    Подготовка членов правового актива (дознавателей, народных заседателей, членов внутренних проверочных комиссий) организуется на учебных сборах и стажировках.

    Для распространения знаний о МГП могут быть использованы такие факультативные формы, как лектории правовых знаний, средства массовой информации, кинофильмы, вечера вопросов и ответов, наглядная агитация. В каждом подразделении должен быть оформлен уголок правовых знаний. С этой же целью должно использоваться информирование личного состава, которое организуется: а) с личным составом, проходящим военную службу по призыву - 2 раза в неделю по 30 мин; б) с солдатами, курсантами, проходящими военную службу по контракту, и прапорщиками - один раз в неделю по 1 часу; в) с офицерами - 2 раза в месяц по 1 часу; г) с гражданским персоналом и членами семей военнослужащих - 1 раз в месяц. Проводится также единый день информирования.

    Особую важность представляет юридический контроль за издаваемыми приказами и директивами, а также деятельность командира воинской части как органа дознания. Эти вопросы в целом урегулированы нормативными актами Министерства обороны РФ, но задача безусловного выполнения стоит в повестке дня.

     

            права   международного   право   государствами   норм   войны   Российской   вооруженных   государств   Федерации   Преступления   Приложение   международных   против   Вопросы   Нормы     военных   Ответственность   действий   Конвенции   конфликтов