| | |                              | права | международного | право | государствами |
  • Sitemap
  • Contact
  • Международное гуманитарное право - это совокупность
  • Объективные границы МГП определяются объектом регулирования
  • Женевское право, или собственно гуманитарное право,
  • Приложение 24
  • Приложение 25
  • Приложение 26
  • Приложение 27
  • Приложение 28
  • Приложение 29
  • Приложение 30
  • Приложение 31
  • Приложение 32
  • Приложение 33
  • Международное право, за исключением тех норм, которые
  • Приложение 34
  • Приложение 35
  • Приложение 36
  • Приложение 37
  • Непосредственная обязанность по

    исполнению законов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах возлагается на органы военного управления, должностных лиц, командиров воинских частей, начальников других военных организаций и учреждений*(334). Причем, командирам (начальникам) принадлежит ведущая роль в претворении в жизнь законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства, правил и норм воинских уставов, приказов министра обороны и других военно-правовых актов.

    Одним из активных методов обеспечения правопорядка является систематический контроль, организуемый в части командиром (начальником) (см. Приложение 38). Контроль командиров (начальников) во вверенных им частях (подразделениях), организациях, учреждениях и заведениях обусловлен прежде всего их положением как представителей исполнительной власти, действующих на основе полного единоначалия. Командир части, как это следует из Устава внутренней службы Вооруженных Сил, является единоначальником и несет персональную ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части и каждого военнослужащего. Соответственно командир должен всесторонне знать действительное состояние вверенной ему части и принимать все меры к повышению ее боевой и мобилизационной готовности и обеспечению всем необходимым. Все направления организации контроля в части со стороны командира подчинены решению главной задачи войск - постоянному повышению боеспособности и боеготовности частей, обеспечению воинского правопорядка и законности в них, охране прав и законных интересов личного состава части. В качестве средства обеспечения правопорядка и законности командиры частей используют предоставленное им право проведения административных расследований и дознаний.

    Государственный контроль осуществляется Президентом РФ, законодательными и исполнительными органами государственной власти РФ как непосредственно, так и создаваемыми ими постоянно действующими контрольными (надзорными) органами, например, государственными надзорами (инспекциями), некоторыми федеральными (центральными) органами исполнительной власти (министерствами, службами, агентствами), а также органами военного управления и специально учрежденным контрольно-ревизионным аппаратом военного ведомства (см. Приложение 39). Всю эту контрольную деятельность можно разделить на государственный надведомственный и государственный внутриведомственный контроль.

    Необходимым условием правовоспитательной работы, усиления ее влияния на предупреждение правонарушений является подкрепление ее четкой организацией службы, строгим соблюдением принципа неотвратимости ответственности за правонарушения, а также повышение уровня жизни военнослужащих, их материального обеспечения.

    Соблюдение и применение положений МГП - обязательство государств-участников, закрепленное в ст. 1, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г., и в ряде специальных статей (ст. 47 ЖК I, ст. 48 ЖК II, ст. 127 ЖК III, ст. 144 ЖК IV, ст. 87 ДП I, ст. 19 ДП II). Помимо создания соответствующей нормативной базы и механизма пресечения военных преступлений решающим фактором выступает распространение знаний о МГП. Прежде всего это касается потенциальных участников вооруженных конфликтов - военнослужащих. Безусловно, предпосылками решения этой задачи на внутригосударственном уровне являются изданные силовыми министерствами приказы и распоряжения, обязывающие знать и выполнять нормы МГП, а также включение проблем МГП в существующие программы обучения.

    Меры по распространению знаний включают:

    подготовку различных категорий служащих органов государственного и военного управления, военнослужащих и гражданского населения к принятию решений с соблюдением норм международного гуманитарного права, что влечет изменение большого числа инструкций, положений, типовых правил и др.;

    установление ответственности за незнание должностными лицами норм международного гуманитарного права, их невыполнение и непринятие мер по их выполнению подчиненными службами и др.

    Статья 83 Дополнительного протокола I закрепляет обязательство государств в мирное время распространять знания, осуществлять меры просветительского характера, а также производить в вооруженных силах подготовку по международному гуманитарному праву. Реализация этих требований нашла отражение в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность ВС РФ. В статье 19 Устава внутренней службы, утвержденного Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г., содержится прямое предписание каждому военнослужащему - знать и неукоснительно соблюдать правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными. Ключевая роль в организации деятельности по изучению и соблюдению норм МГП отведена командирам (начальникам) всех степеней. Именно им вменено в обязанность распространение среди личного состава знаний о МГП, изучение его норм в системе правовой подготовки, обеспечение подчиненных текстами международно-правовых документов, законодательных актов, определяющих поведение личного состава в период вооруженного конфликта*(335).

    В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. и в целях совершенствования юридической службы МО СССР Приказом Министра обороны от 19 января 1973 г. N 15 было введено в действие Положение о юридической службе Министерства обороны СССР, которое в настоящее время заменено приказом Министра обороны РФ N 100 (1998 г.) Общее руководство юридической службой МО РФ возложено на Управление делами, в котором образован юридический отдел. Юридическая служба состоит из юридических отделов, юридических групп главных штабов видов вооруженных сил, старших юрисконсультов и юрисконсультов, а также помощников соответствующих командиров по правовой работе. Структура юридической службы и численность личного состава определяются штатами. Юридический отдел Управления делами МО РФ возглавляется начальником юридического отдела - главным юрисконсультом МО РФ. Офицеры юридической службы назначаются на должности приказами соответствующих должностных лиц согласно Номенклатуре должностей приказами по личному составу. Обязательным условием является наличие у них высшего юридического образования. Они подчинены соответствующим командирам (начальникам). Методическое руководство деятельностью офицеров юридической службы осуществляется вышестоящими структурными подразделениями. Офицеры юридической службы несут ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых ими проектов приказов, директив и других документов правового характера.

     

            права   международного   право   государствами   норм   войны   Российской   вооруженных   государств   Федерации   Преступления   Приложение   международных   против   Вопросы   Нормы     военных   Ответственность   действий   Конвенции   конфликтов