| | |                              | права | международного | право | государствами |
  • Sitemap
  • Contact
  • Международное гуманитарное право - это совокупность
  • Объективные границы МГП определяются объектом регулирования
  • Женевское право, или собственно гуманитарное право,
  • Приложение 24
  • Приложение 25
  • Приложение 26
  • Приложение 27
  • Приложение 28
  • Приложение 29
  • Приложение 30
  • Приложение 31
  • Приложение 32
  • Приложение 33
  • Международное право, за исключением тех норм, которые
  • Приложение 34
  • Приложение 35
  • Приложение 36
  • Приложение 37
  • Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ "выдача лиц,

    обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации". В РФ специального законодательства по вопросам выдачи нет и в настоящее время правоотношения с другими государствами в данной сфере (режим экстрадиции) регулируются договорами. Международное право не обязывает государства к выдаче при отсутствии договора. В договоры (конвенции о правовой помощи), как правило, включаются общепринятые положения. Предусматривается выдача как для уголовного преследования, так и для приведения в исполнение приговора. Закрепляется принцип двойной криминальности - деяние должно квалифицироваться как преступление по законам и выдающего, и запрашивающего о выдаче государства. Преследование выданного лица может иметь место только за те преступления, за которые оно было выдано. Вопросы выдачи лиц, совершивших уголовные преступления в рамках СНГ, регулируются Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.). Выдача не может иметь места, если речь идет о гражданине РФ (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ); если истек срок давности; если в отношении лица по такому же делу суд запрашиваемой стороны уже вынес приговор или постановление о прекращении производства; если преступление по законам хотя бы одной из сторон преследуется в порядке частного обвинения. Конституция РФ (ст. 63) установила: "Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепринятыми нормами международного права". Соответственно, выдача лиц, преследуемых за "политические убеждения", не допускается.

    Гражданская оборона в РФ организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 21 Закона "Об обороне"). Закон РФ "О гражданской обороне" регламентирует правоотношения в этой области. Указом Президента РФ "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации" N 784 от 27 мая 1996 г. утверждено Положение о войсках гражданской обороны РФ. Военнослужащие войск гражданской обороны носят форменную одежду и знаки различия, установленные для военнослужащих ВС РФ. Для военнослужащих войск гражданской обороны установлен отличительный знак - равносторонний голубой треугольник в круге оранжевого цвета, предусмотренный п. 4 ст. 66 ДП I (ст. 21 Положения). Правила ношения указанного знака устанавливает министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством обороны РФ.

    В целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения организуется территориальная оборона (ст. 22 Закона РФ "Об обороне"*(261)). Общие задачи и организация территориальной обороны определяются Президентом РФ. Разработка Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории РФ в целях обороны возложена на Генеральный штаб ВС РФ с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы. Утверждает Программу Президент РФ. Правительство проводит мероприятия по реализации этой программы, подготовке коммуникаций для нужд обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления. Правительство РФ осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны, определяет ее организацию и задачи. Президент РФ утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

    В настоящее время изучается вопрос о создании санитарных зон и местностей (ст. 23 ЖК I), а также особых безопасных зон (ст. 14 ЖК IV), выбор подходящих мест для создания которых представляет определенную трудность. Женевские конвенции выдвигают жесткие требования к созданию таких зон. Выполнить все эти требования в условиях густонаселенных районов достаточно сложно, а детальное планирование в мирное время представляется вообще невозможным. Вопросы о создании нейтрализованных*(262), демилитаризованных*(263) зон и необороняемых местностей относятся к законодательству военного времени и информация об этом носит конфиденциальный характер.

    Принятие мер организационного характера входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти. Мерами организационного характера, принимаемыми в мирное время, являются: а) размещение военных объектов, насколько это возможно, вне густонаселенных районов (ДП I, ст. 58); б) всесторонний учет особенностей размещения (проектирования, строительства, защиты) и обозначения установок и сооружений, содержащих опасные силы (атомные электростанции, плотины, дамбы и др.) (ст. 56 ДП I); в) размещение медицинских учреждений и формирований таким образом, чтобы они, по возможности, не подвергались опасности в случае нападения на военные объекты (ст. 19 ЖК I); г) использование отличительных эмблем Красного Креста или Красного Полумесяца для обозначения медицинских учреждений и формирований, санитарных транспортных средств и их личного состава (ст. 38-44 ЖК I; ст. 41-45 ЖК II; ст. 18 ЖК IV); д) разработка для опознавания медицинских учреждений и формирований специальных световых, радио- и электронных сигналов необязательного использования (ДП I, Приложение 1, 5-8); е) разработка удостоверений личности медицинского персонала и персонала, приданного вооруженным силам (ст. 40 ЖК I; ст. 42 ЖК II); ж) определение порядка использования и опознавания санитарных летательных аппаратов, а также меры по их защите (ст. 24-31 ДП I); з) подготовка данных о госпитальных судах для сообщения сторонам в конфликте (регистровый брутто-тоннаж, длина от носа до кормы, число мачт и труб и др.) (ст. 22, 24, 25 ЖК II); и) разработка механизма создания и деятельности санитарных зон и местностей для раненых и больных военнослужащих (ст. 23 ЖК I), санитарных и безопасных зон и местностей для гражданского населения (ст. 14 ЖК IV); к) утверждение правил регистрации и погребения погибших и умерших военнослужащих (в том числе в море), оказавшихся во власти противника (ст. 16-17 ЖК I; ст. 19-20 ЖК II); л) организация службы регистрации могил (ст. 120 ЖК III); м) введение в войсках должностей юридических советников, определение их функциональных обязанностей, распределение ответственности с командованием за принимаемые решения (ст. 82 ДП I); н) определение порядка использования органов гражданской обороны для решения гуманитарных задач (ст. 63 ЖК IV; ст. 61-67 ДП I); о) учреждение Национального справочного бюро по делам военнопленных и гражданских лиц, а также службы по розыску пропавших лиц, определение порядка их деятельности (ст. 122-124 ЖК III; ст. 136-141 ЖК IV; ст. 33, 78 ДП I); п) регламентация процедуры предоставления военнопленным свободы "под честное слово" (ст. 21 ЖК III) и др. Организационные меры, принимаемые в случае вооруженного конфликта, определяются теми нормами МГП, которые регламентируют вопросы контроля и обязанности государств.

            права   международного   право   государствами   норм   войны   Российской   вооруженных   государств   Федерации   Преступления   Приложение   международных   против   Вопросы   Нормы     военных   Ответственность   действий   Конвенции   конфликтов