| | |                              | права | международного | право | государствами |
  • Sitemap
  • Contact
  • Международное гуманитарное право - это совокупность
  • Объективные границы МГП определяются объектом регулирования
  • Женевское право, или собственно гуманитарное право,
  • Приложение 24
  • Приложение 25
  • Приложение 26
  • Приложение 27
  • Приложение 28
  • Приложение 29
  • Приложение 30
  • Приложение 31
  • Приложение 32
  • Приложение 33
  • Международное право, за исключением тех норм, которые
  • Приложение 34
  • Приложение 35
  • Приложение 36
  • Приложение 37
  • Дополнительный протокол I (ст. 38-39) содержит перечень

    запрещенных методов введения противника в заблуждение. К ним относятся следующие методы (см. Приложение 33):

    запрещение использования во время участия в боевых действиях, для прикрытия военных операций, содействия им или их затруднения - флагов, военных эмблем или форменной одежды противника, нейтральных государств или ООН. Разрешается ли воюющей стороне использовать форму и знаки своего противника в качестве военной хитрости? Пункт 2 ст. 39 Дополнительного протокола I устанавливает четкий запрет на такое использование "во время нападений или для прикрытия военных действий, содействия им, защиты или затруднения их". Очевидно, ничто не препятствует использованию в другое время вражеской формы в качестве хитрости. Эта норма не нарушает правила, действующего в отношении шпионажа или использования флагов во время вооруженных конфликтов на море;

    запрещение использования не по назначению отличительных знаков медицинской службы, гражданской обороны, культурных ценностей, установок и сооружений, содержащих опасные силы, белого флага парламентера, а также других общепризнанных отличительных знаков и сигналов (например, для демилитаризованных зон, необороняемых местностей).

    Анализ норм, содержащихся в ст. 35, 53, 75, 85 Дополнительного протокола I, позволяет выделить следующие группы запрещенных методов ведения вооруженной борьбы (см. Приложение 19).

    1. Направленные против комбатантов противника:

    а) предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам противника;

    б) убийство парламентера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика);

    в) убийство или ранение лиц неприятеля, которые, сложив оружие или не имея возможности защищаться, сдались в плен*(224);

    г) нападение на лиц, вышедших из строя вследствие болезни или ранения, а также на лиц, покинувших терпящий бедствие летательный аппарат (за исключением лиц, относящихся к воздушно-десантным войскам)*(225);

    д) принуждение лиц противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны;

    е) отдание приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе*(226);

    ж) взятие заложников*(227).

    2. Направленные против гражданского населения:

    а) осуществление геноцида, апартеида;

    б) террор в отношении местного населения*(228);

    в) использование голода среди гражданского населения*(229).

    3. Направленные против объектов:

    а) атака, бомбардировка или уничтожение санитарных учреждений, госпитальных судов (санитарных транспортов), санитарных самолетов, имеющих надлежащие отличительные знаки;

    б) бомбардирование военными самолетами, морскими кораблями незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;

    в) уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и др., составляющих культурное или духовное наследие народа, а также их использование для обеспечения успеха в военных действиях.

    4. Направленные против собственности:

    а) истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

    б) захват судов, предназначенных для берегового рыболовства или потребностей местного мореплавания; госпитальных судов, а также судов, выполняющих научные и религиозные функции;

    в) разграбление города или местности.

    Весьма важной является проблема правового регулирования методов ведения боевых действий неизбирательного характера, т.е. соблюдения принципа проведения различия. Принятие запрета, закрепленного в ст. 51 п. 5 "а" Дополнительного протокола I*(230), явилось важным гуманитарным достижением*(231). Авторы статьи считали, что нет необходимости ссылаться на "массированные" бомбардировки, на "бомбардировки зон" или на "бомбовые ковры" с того момента, как этот запрет стал полностью к ним применим, и обращение к таким выражениям может толковаться как ограничение защиты гражданских лиц от других видов бомбардировки*(232). Следует отметить, что запрет ограничивается ситуациями, при которых гуманитарные требования первостепенны, поскольку он применяется в отношении зон, где сконцентрированы гражданские лица или объекты. Иные зоны не охватываются этим запретом. На каком расстоянии друг от друга должны находиться военные объекты? Критерии "явно отстоящие" и "различимые" вызывают ряд вопросов при определении необходимости проведения раздельных нападений. Действующие нормы не дают ответа на эти вопросы. Безусловно, проблема связана с высокоточными видами оружия, а трудности толкования не могут служить оправданием варварских методов. Каковы размеры военного преимущества, достигнутого в результате нападения? Какой мерой должны определяться потери жизней гражданских лиц? Только суды в своих решениях, мировая практика и мировое общественное мнение могут ответить на эти вопросы*(233).

            права   международного   право   государствами   норм   войны   Российской   вооруженных   государств   Федерации   Преступления   Приложение   международных   против   Вопросы   Нормы     военных   Ответственность   действий   Конвенции   конфликтов