| | |                              | права | международного | право | государствами |
  • Sitemap
  • Contact
  • Международное гуманитарное право - это совокупность
  • Объективные границы МГП определяются объектом регулирования
  • Женевское право, или собственно гуманитарное право,
  • Приложение 24
  • Приложение 25
  • Приложение 26
  • Приложение 27
  • Приложение 28
  • Приложение 29
  • Приложение 30
  • Приложение 31
  • Приложение 32
  • Приложение 33
  • Международное право, за исключением тех норм, которые
  • Приложение 34
  • Приложение 35
  • Приложение 36
  • Приложение 37
  • Проблема ограничения и запрещения использования

    противопехотных мин, нашедшая свое отражение в положениях Протокола о минах к Конвенции ООН 1980 г., сопоставима по значимости с проблемой ограничения применения зажигательного оружия.

    Протокол III к Конвенции ООН 1980 г. ограничил применение зажигательного оружия, которое предназначено главным образом для того, чтобы поджигать объекты или вызывать ожоги у людей. При любом его использовании должна быть выделена цель для атаки. Запрещено использование зажигательного оружия в отношении мирного населения. Не разрешается применение зажигательных средств для уничтожения полей, лесов и т.д., за исключением случаев их активного использования противником в военных целях. При этом действуют принципы пропорциональности и военной необходимости.

    В соответствии с Протоколом IV запрещается применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях, чтобы вызвать слепоту у людей, не использующих оптические приборы, так как это не отвечает принципу непричинения излишних страданий. И.И. Лукашук отмечает: "Начало процессу формирования норм, ограничивающих применение лазерного оружия, положено"*(209).

    Протокол V был принят 27 ноября 2003 г. на Совещании государств - участников Конвенции 1980 г. и применяется к взрывоопасным пережиткам войны на сухопутной территории, включая внутренние воды государства в целях минимизации рисков и воздействия взрывоопасных пережитков войны в постконфликтных ситуациях. Под "взрывоопасными пережитками войны" понимаются неразорвавшиеся боеприпасы и оставленные взрывоопасные боеприпасы. Стороны в вооруженном конфликте обязаны регистрировать и передавать информацию стороне, контролирующей территорию (в том числе гражданскому населению), о таких боеприпасах с целью их маркировки, разминирования и ликвидации.

    Российская Федерация, стремясь внести посильный вклад в дело прогрессивного развития международного гуманитарного права, последовательно выступает с инициативами по ограничению и запрещению оружия массового поражения. Подтверждением этому является Указ Президента РФ "О продлении моратория на экспорт Российской Федерацией противопехотных мин" (вступил в силу 1 декабря 1997 г.)*(210).

    Для Российской Федерации, выступающей гарантом мира на планете, соблюдение ограничений, касающихся различных видов вооружений*(211), имеет особое значение*(212). Органы государства должны: определить, нарушает ли использование данного вида оружия запрещение о применении средств ведения войны, которые носят неизбирательный характер*(213), наряду с запретом на средства ведения войны, связанные с "предательством"*(214) или с "вероломством"*(215); заниматься вопросами специальных запретов (например, использования бактериологического и химического оружия) безотносительно к тому, произведена ли ратификация соответствующих договоров, поскольку речь идет об обычных нормах международного права, "применяемых в отношении Высокой Договаривающейся Стороны"; устанавливать ограничения методов применения конкретных видов оружия "при некоторых обстоятельствах"*(216) (например, против личного состава или в густонаселенных районах).

    Выступая с позиций верховенства права, Российское государство в своей внешнеполитической деятельности ставит цель обеспечить строгое соблюдение постановлений Устава ООН на универсальной основе. Также следует подчеркнуть, что все ограничения в отношении средств ведения военных действий должны быть сформулированы в юридически обязательной форме.

     

            права   международного   право   государствами   норм   войны   Российской   вооруженных   государств   Федерации   Преступления   Приложение   международных   против   Вопросы   Нормы     военных   Ответственность   действий   Конвенции   конфликтов