| | |                              | права | международного | право | государствами |
  • Sitemap
  • Contact
  • Международное гуманитарное право - это совокупность
  • Объективные границы МГП определяются объектом регулирования
  • Женевское право, или собственно гуманитарное право,
  • Приложение 24
  • Приложение 25
  • Приложение 26
  • Приложение 27
  • Приложение 28
  • Приложение 29
  • Приложение 30
  • Приложение 31
  • Приложение 32
  • Приложение 33
  • Международное право, за исключением тех норм, которые
  • Приложение 34
  • Приложение 35
  • Приложение 36
  • Приложение 37
  • Как отмечалось выше, разминирование и уничтожение мин - не

    только дорогостоящее (по оценкам, от 400 до 700 долл. за мину), но и рискованное дело, требующее больших временных затрат.

    Вдали от основных дорог применение электронных тральщиков обычно не дает должного эффекта из-за сложности в определении местонахождения широко используемых пластиковых мин, которые не реагируют на металлические миноискатели. Эффективным средством проделывания проходов в минных полях может быть минный трал плужного типа. Однако если почва чересчур твердая или на пути встречаются водопроводные коммуникации, возделываемые поля или пастбища, то гораздо чаще требуется применять используемый при разминировании ручной щуп. В этом случае процесс разминирования становится еще более опасным и длительным.

    Передовые технологии не решают, а обостряют проблемы разминирования. Например, одно из недавно разработанных устройств выпускает облако паров этилена, которое затем взрывается, создавая проход в минном поле. Поскольку эта смесь из воздуха и горючего распространяется неравномерно, после ее взрыва остаются нетронутые места. Более того, разминирование с помощью этого весьма спорного метода потенциально может нанести вред и вовсе непригодно в таких уязвимых зонах, как деревни или места нахождения систем фильтрации воды.

    Дополнительную трудность представляет то обстоятельство, что саперам необходимо знать тип установленных мин, а поскольку лишь немногие мины обозначены на картах, то соответственно проблема значительно усложняется. В Кувейте, например, погибло более 80 саперов, хотя все они предварительно прошли самую современную подготовку. Военные инструкции в соответствии с требованиями Конвенции о конкретных видах обычного оружия предписывают составление карт и регистрацию минных полей, однако эти требования не выполняются.

    Гуманитарная проблема состоит в том, что мины стали оружием террора по отношению к населению. В Протоколе о минах говорится, что его основной целью является защита гражданского населения от последствий "неизбирательного" ведения боевых действий. Кроме того, этот Протокол предписывает, чтобы комбатанты принимали "все возможные меры предосторожности" (определяемые как "реально осуществимые" или "практически возможные" при существующих обстоятельствах) для защиты гражданского населения от воздействия мин и мин-ловушек. Страны - участницы Протокола обязались фиксировать расположение минных полей, что должно облегчить работы по разминированию после прекращения боевых действий. Протокол запрещает использование мин при каких-либо обстоятельствах - в случае нападения, обороны или в порядке репрессалий - против гражданского населения как такового или против отдельных гражданских лиц (п. 2 ст. 3).

    Современное международное гуманитарное право не содержит норм, обязывающих воюющие стороны проводить разминирование, не включает положений о контроле и механизмах выполнения, в нем нет предписаний относительно производства и передачи мин. В том, что касается применимости к внутригосударственным вооруженным конфликтам, положения действующих международно-правовых актов оставляют юристам простор для дискуссий на десятилетия вперед. Вместе с тем полное запрещение противопехотных мин явно неприемлемо для государств с большой протяженностью сухопутных границ (Россия, США, Китай), чем, собственно, и можно объяснить отказ от заключения такого соглашения.

    Следует отметить, что кампания по запрещению мин набирает силу. Можно сформулировать перечень вопросов, связанных с проблемой ограничения и запрещения применения мин. К ним относятся: меры предосторожности в связи с использованием мин; современные виды разминирования (в том числе в кризисных ситуациях), подготовка саперов и управление операциями по разминированию; технологии обнаружения минных полей и их разминирования; лечение и реабилитация пострадавших от взрывов мин; применение мин во внутригосударственных вооруженных конфликтах.

    Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 января 2000 г. N 62 "Об организации участия Российской Федерации в международных программах, проектах и операциях по гуманитарному разминированию"*(207) Правительство РФ приняло постановление от 5 августа 2000 г. N 582 "О мерах по обеспечению участия Российской Федерации в международных программах, проектах и операциях по гуманитарному разминированию" (с изм. от 3 марта 2001 г.). В нем определены задачи по финансированию расходов, связанных с оказанием помощи другим государствам при выполнении международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию*(208). Установлено, что привлечение персонала Министерства обороны РФ для участия на многосторонней и односторонней основе в международных программах, проектах и операциях по гуманитарному разминированию, проводимых ООН, ЕС и другими международными организациями, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности".

            права   международного   право   государствами   норм   войны   Российской   вооруженных   государств   Федерации   Преступления   Приложение   международных   против   Вопросы   Нормы     военных   Ответственность   действий   Конвенции   конфликтов